МОНИТОРИНГ
Сведения о распределении земельного фонда по категориям, угодьям и формам собственности 01.01.2011
Сведения о распределении земельного фонда по категориям, угодьям и формам собственности 01.01.2012
Сведения о распределении земельного фонда по категориям, угодьям и формам собственности 01.01.2013
Сведения о распределении земельного фонда по категориям, угодьям и формам собственности 01.01.2014
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2010
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2011
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2012
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2013
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2014
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2015
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2016
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2017
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.11
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.12
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.13
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.14
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.15
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.16
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.17
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.18
Нормативно-правовые акты в сфере государственного мониторинга земель
В соответствии со своим положением отдел землеустройства и мониторинга земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществляет мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), результатом которого является подготовка ежегодного доклада о состоянии и использовании земель на территории Краснодарского края, формирование которого осуществляется также в рамках полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Основными задачами мониторинга земель являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
2) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
3) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.
В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.
Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В ходе реализации задач, связанных с проведением мониторинга земель, Отдел руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:
- Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. на 23.07.2013);
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. от 02.07.2013) «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга земель»;
- распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 № 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы».
Информационно-аналитическая записка
В 2007 году на территории Тимашевского и Новокубанского районов Краснодарского края в рамках Государственного контракта № К-05/51-18 от 26.04.2007 года «Изучение состояния и использования земель на территории Российской Федерации» были разработаны рекомендации по предотвращению негативных процессов, оказывающих влияние на плодородие почв.
В качестве объекта для изучения динамики подтопления и переувлажнения земель был выбран Тимашевский район.
Целью работы является выявление динамики изменения площадей земель подверженных подтоплению и переувлажнению.
Причиной возникновения и развития гидроморфизма и слитогенеза в исходно автоморфных чернозёмах Тимашевского района является сочетание двух групп факторов:
1) природных предпосылок;
2) комплекса антропогенных воздействий, выступающих основным пусковым механизмом развития.
Анализ фондовых материалов показал устойчивую тенденцию увеличения площадей переувлажняемых и подтопляемых земель. При этом наблюдается определённое противоречие в данных в разные годы, что связано с разными методическими подходами и различными критериями отнесения к переувлажнённым и подтопленным землям.
Последнее обстоятельство требует периодического обновления материалов почвенного обследования.
Карты динамики переувлажнения и подтопления земель составлялись методом наложения почвенных карт различных лет обследования (1972-2007гг) с использованием аэрофотоснимков (1988, 1991, 2006-2007гг.), а также космических снимков с КА Landsat-7 и Quick Bird 2004г.
Недостатком космических снимков является недостаточно уверенная дешифровка контуров временно переувлажняемых почв.
Таким образом, только обобщение информации из трёх источников (топографические карты, аэро- и космические снимки, и материалы почвенных обследований) может позволить составить объективную картину развития процессов переувлажнения и подтопления земель Тимашевского района.
Экспликация динамики подтопления и переувлажнения земель в Тимашевском районе
Год обследования |
Площадь сельскохозяйственных угодий, га |
||||
Всего |
Подтоплен-ных,га |
% |
Переувлажнен-ных,га |
% |
|
1972 |
192015,00 |
4249,80 |
2,21 |
7330,31 |
3,82 |
2007 |
126484,00 |
6560,66 |
5,19 |
23497,05 |
18,58 |
Изменения (+, -) |
+2310,86 |
+2,98 |
+16166,74 |
+14,76 |
Обращает на себя внимание факт постоянного роста площадей подтопленных и переувлажнённых земель (11580 га в 1972 году, 18477 га в 2007 году), или в среднем 528 га в год.
Во влажные годы площади переувлажнённых земель увеличиваются, что приводит к деградации почв.
Сравнение данных по периодам 1891-1945 и 1961-1989 гг. показывает увеличение на 40 % количества осадков, приходящихся на период с температурой ниже 5°С, ведущее к росту площадей переувлажненных земель.
На территории Новокубанского района в рамках Государственного контракта № К-05/51-18 от 26.04.2007 года «Изучение состояния и использования земель на территории Российской Федерации» был составлен паспорт полигона и разработаны предложения о проведении первоочередных мероприятий, необходимых для наблюдения за негативными процессами, происходящими на территории полигона.
В результате проведенной работы были выделены 2 категории пригодности для использования в сельском хозяйстве земель полигона площадью 182,237 тыс. га:
1. Пригодные для использования под любые сельскохозяйственные угодья (166,6 тыс. га, 98 % от обследованной пашни).
2. Малопригодные под пашню и многолетние насаждения, но пригодные под естественные кормовые угодья (3,4 тыс. га, 2% от обследованной площади).
В 2008 году в рамках Государственного контракта № К-05/60-06 от «6» августа 2008 г. «Изучение состояния и использования земель на территории Краснодарского края» были разработаны рекомендации по предупреждению и устранению последствий негативных процессов на территории Краснодарского края.
Результатом проделанной работы является «Схема использования и охраны земель на территории Краснодарского края». В ней даны научно-обоснованные системы мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения Краснодарского края по предотвращению деградации земель и выработке механизмов территориального планирования, рационального использования земель и их охраны, совершенствования системы землепользования в регионе, обеспечивающей создание сбалансированных высокопродуктивных и устойчивых агроландшафтных систем, адаптированных к местным природно-климатическим условиям.
При проведении данного вида работ осуществлен анализ фактического использования земель и развивающихся негативных процессов, а так же причин, их вызывающих. Доминирующим негативным процессом, осложняющими ведение сельскохозяйственное производства на территории Краснодарского края, является эрозия почв, из других наиболее значимых негативных процессов широкое распространение получили переувлажнение и подтопление почв.
При составлении «Схемы использования и охраны земель на территории Краснодарского края" выполнено:
- районирование территории края на основе классификации земель по их пригодности для использования в сельском хозяйстве с учетом зернового эквивалента;
- составление агропроизводственных групп почв, с характеристикой и мероприятиями по сохранению и повышению плодородия и противодеградационными мероприятиями;
- эрозионное районирование территории;
- разработаны рекомендации по противоэрозионным мероприятиям;
- рассчитаны ориентировочная стоимость противоэрозионных работ (по укрупненным показателям) и экономическая эффективность агротехнических противоэрозионных мероприятий.
В 2009 году на территории территория муниципального образования город Краснодар Краснодарского края в рамках Государственного контракта № 76Д от 13.08.2009 года «Мониторингу использования земель в целях установления нарушений целевого и разрешенного использования земель на территории административного района Краснодарского края» был проведен анализ состояния использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе использование земель сельскохозяйственными предприятиями, сельскохозяйственными научными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также использования садовых участков, земель, мелиорированных земель, земель в водоохранных зонах, земель в городе и сельских населенных пунктах и земель, переданных в ведение органов местного самоуправления, проведена динамика изменения площадей по категориям и угодьям земель за период 1998 - 2008 годы, анализ сведений, полученных при осуществлении государственного, муниципального и производственного земельного контроля за использованием земель.
Так, по данным, предоставленным Управлением Роснедвижимости по Краснодарскому краю, на территории муниципального образования город Краснодар количество госземинспекторов, осуществляющих проверки за период с 2001 по 2008 годы, изменялось незначительно: 2001 год– 2 человека, 2002-2005 и 2007 год– 4 человека, 2006–9 человек и в 2008– 7 человек.
За период 2001-2009 годы госземинспекторами выполнено 9914 проверок, из них наибольшее количество проверок (2573 ед. и 2323 ед.) выполнено в 2001 и 2002 годах, к 2003 году количество проверок сократилось почти в 1,7 раза и составило 1524 ед., достигнув минимального уровня к 2007 году (307 ед.). В 2008 году количество проверок увеличилось в сравнении с 2007 годом в 3 раза, достигнув 836 ед. Количество проверок по годам представлено в диаграмме количества проверок за период 2001-2009 годы.
Диаграмма 5- Количество проверок за период 2001-2009 годы.
Анализ площади земель, на которых осуществлялись проверки за период 2001– 1-е полугодие 2009 г.г. (Диаграмма площади земель, на которой проведены проверки соблюдения земельного законодательства за период 2001– 1-е полугодие 2009 г.) показал, что наибольшая площадь земель проверена в 2001 году, в остальные годы проверенная площадь была значительно меньше: от 1997,78 в 2002 году до 101 га в 2003 году.
Диаграмма 6– Площадь земель, на которой проведены проверки соблюдения земельного законодательства за период 2001– 1-е полугодие 2009 г.
Анализ сведений о количестве выявленных нарушений при осуществлении земельного контроля на территории муниципального образования город Краснодар за период проведения мониторинга земель показал (Диаграмма 6 и 7), что наибольшее количество нарушений (2155 ед.) выявлено до вступления в силу Земельного кодекса РФ в 2001 году. С 2002 по 2004 годы количество выявленных нарушений сократилось почти в 2 раза до 1270 ед. и далее до 2008 года наблюдается уменьшение до 207 нарушений. При этом наибольшее количество нарушений приходится на физические лица.
Диаграмма 7– Количество выявленных нарушений по видам правообладателей.
Анализ площадей земель с выявленными нарушениями показал аналогичную ситуацию, резкое снижение площади земель с нарушениями (7 раз) наблюдается в 2002 году. Начиная с 2003 года, данная площадь уменьшается примерно на 15-30 % в год и составляет к 2007 году 43 га. Начиная с 2008 года площадь земель с выявленными нарушениями увеличивается и по состоянию на 1-е полугодие 2009 года составляет 276 га.
Диаграмма 8– Площадь земель выявленных нарушений по видам правообладателей за период 2001-1-е полугодие 2009.
Значительное уменьшение выявленных нарушений объясняется перераспределением полномочий между службами, осуществляющими земельный контроль, при вступлении в силу Земельного кодекса РФ и Положения о государственном земельном контроле, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689.
Наибольшее распространение за весь анализируемый период имеет нарушение «самовольное занятие земельных участков, использование их без правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности», при этом количество выявленных нарушений по данному виду в 2001 году составляет 29% от общего количества, в 2002– 26%, 2003– 79 %, 2004– 98 %, 2005–95 %, 2007– 72%, 2008– 44%.
Количество нарушений по видам представлено в Диаграмме 9 и Таблице 3
Диаграмма 9- Количество выявленных нарушений по видам за период 2001 по 1-е полугодие 2009 г.
В 2001 году наибольшее количество нарушений выявлено по виду «невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению»- 39 %. В 2001-2003 годах распространен вид нарушения «использование земель не по целевому назначению»: 2001– 13%, 2002– 14%, 2003– 21%. В период с 2006 по 2008 годы распространен вид нарушения «невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства»: 2006–21%, 2007–33 %, 2008–45 %.
Таблица 4 – Определение доли вида нарушения, в общем количестве выявленных нарушений за период 2001– 1-е полугодие 2009 г.
Наименование нарушений |
Доля нарушения в общем количестве выявленных нарушений по годам, % |
||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
1 полугодие 2009 |
|
Уничтожение межевых знаков |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению |
39 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Неиспользование земельных участков |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
5 |
2 |
Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства |
16 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
21 |
33 |
45 |
Неуплата административного штрафа в срок |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
Иные нарушения земельного законодательства |
2 |
60 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
15 |
14 |
Самовольная переуступка права пользования землей |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
Использование земель не по целевому назначению |
13 |
14 |
21 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
Самовольное занятие земельных участков, использование их без правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности |
29 |
26 |
79 |
98 |
95 |
96 |
72 |
44 |
33 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Анализ использования земель сельскохозяйственного назначения выполнен на основании данных, предоставленных департаментом сельского хозяйства и продовольствия Администрации муниципального образования город Краснодар.
По состоянию на 01.01.2009 года в границах муниципального образования числится 50320 га земель сельскохозяйственного назначения, из них сельскохозяйственных угодий 44167 га, в том числе паши 35470, многолетних насаждений 6140 га.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации каждому собственнику земельного участка, землевладельцу, землепользователю и арендатору вменено в правовую и нравственную обязанность проводить комплекс мероприятий направленных на сохранения почв и их плодородия.
В состав этого комплекса включено внесение органических удобрений в дозах, обеспечивающих бездефицитный баланс гумуса в почве.
По данным сельскохозяйственных предприятий города за последние 6 лет (2003-2008 годы) на каждый гектар пашни и многолетних насаждений внесено по 1.7 тонны органики. Многие хозяйства города за анализируемый период не вносили ни одной тонны органики. Это ЗАО ОПХ «Центральное», ВНИИМК, ООО «Агрохимик», ЗАО «Плодовод», ЗАО «Лорис» и многие другие.
Объемы внесенных органических удобрений, с учетом интенсивности минерализации гумуса почвы, и соответственно, вынесение его с получением высокой урожайности сельскохозяйственных культур (за анализируемый период урожайность по зерновым колосовым составила 49.5 центнеров с гектара, а по озимой пшенице 53.7 ц/га), и внесение в почву мизерных объемов органических веществ, оценивается как процесс направленной деградации почв и хищническое их использование.
Одним из признаков деградации черноземных почв являются процессы, которые приобрели широкое распространение и особую остроту – это развитие вторичного гидроморфизма, вызванного поверхностным и грунтовым переувлажнениями, которое является последствием негативных антропогенных факторов.
По результатам проведенного анализа использования земель в городе и сельских населенных пунктах выявлено, что в границах населенных пунктов муниципального образования Краснодар выявлено 433 нарушений «самовольное занятия земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю», 566 земельных участка используемых не в соответствии с его разрешенным использованием, установленным в правоустанавливающих документах.
На территории муниципального образования город Краснодар в водоохранных зонах не выявлено нарушений земельного законодательства.