МОНИТОРИНГ

Сведения о распределении земельного фонда по категориям, угодьям и формам собственности 01.01.2011 

Сведения о распределении земельного фонда по категориям, угодьям и формам собственности 01.01.2012 

Сведения о распределении земельного фонда по категориям, угодьям и формам собственности 01.01.2013

Сведения о распределении земельного фонда по категориям, угодьям и формам собственности 01.01.2014

 

Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2010
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2011
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2012
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2013
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2014
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2015
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2016
Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2017

Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.11
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.12
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.13
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.14
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.15
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.16
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.17
Годовой отчет об использовании земель в Краснодарском крае на 01.01.18

Нормативно-правовые акты в сфере государственного мониторинга земель

 

         В соответствии со своим положением отдел землеустройства и мониторинга земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществляет мониторинг земель  (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), результатом которого является подготовка ежегодного доклада о состоянии и использовании земель на территории Краснодарского края, формирование которого осуществляется также в рамках полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

         Основными задачами мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В ходе реализации задач, связанных с проведением мониторинга земель, Отдел руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

- Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. на 23.07.2013);
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. от 02.07.2013) «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга земель»;
- распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 № 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы».

 

               Информационно-аналитическая записка

В 2007 году на территории Тимашевского и Новокубанского районов Краснодарского края в рамках Государственного контракта № К-05/51-18         от 26.04.2007 года «Изучение состояния и использования земель на территории Российской Федерации» были разработаны рекомендации по предотвращению негативных процессов, оказывающих влияние на плодородие почв. 

         В качестве объекта для изучения динамики подтопления и переувлажнения земель был выбран Тимашевский район.

         Целью работы является выявление динамики изменения площадей земель подверженных подтоплению и переувлажнению.

         Причиной возникновения и развития гидроморфизма и слитогенеза в исходно автоморфных чернозёмах Тимашевского района является сочетание двух групп факторов:

1)  природных предпосылок;

2) комплекса антропогенных воздействий, выступающих основным пусковым механизмом развития.

Анализ фондовых материалов показал устойчивую тенденцию увеличения площадей переувлажняемых и подтопляемых земель. При этом наблюдается определённое противоречие в данных в разные годы, что связано с разными методическими подходами и различными критериями отнесения к переувлажнённым и подтопленным землям.

Последнее обстоятельство требует периодического обновления материалов почвенного обследования.

Карты динамики переувлажнения и подтопления земель составлялись методом наложения почвенных карт различных лет обследования (1972-2007гг) с использованием аэрофотоснимков (1988, 1991, 2006-2007гг.), а также космических снимков с КА Landsat-7 и Quick Bird 2004г.

Недостатком космических снимков является недостаточно уверенная дешифровка контуров временно переувлажняемых почв.

Таким образом, только обобщение информации из трёх источников (топографические карты, аэро- и космические снимки, и материалы почвенных обследований) может позволить составить объективную картину развития процессов переувлажнения и подтопления земель Тимашевского района.

 

Экспликация динамики подтопления и переувлажнения земель в Тимашевском районе

 

Год обследования

Площадь сельскохозяйственных угодий, га

Всего

Подтоплен-ных,га

%

Переувлажнен-ных,га

%

1972

192015,00

4249,80

2,21

7330,31

3,82

2007

126484,00

6560,66

5,19

23497,05

18,58

Изменения (+, -)

+2310,86

+2,98

+16166,74

+14,76

 

Обращает на себя внимание факт постоянного роста площадей подтопленных и переувлажнённых земель (11580 га в 1972 году, 18477 га в 2007 году), или в среднем 528 га в год.

Во влажные годы площади переувлажнённых земель увеличиваются, что приводит к деградации почв.

Сравнение данных по периодам 1891-1945 и 1961-1989 гг. показывает увеличение на 40 % количества осадков, приходящихся на период с температурой ниже 5°С, ведущее к росту площадей переувлажненных земель.

zom1

 

На территории Новокубанского района в рамках Государственного контракта № К-05/51-18 от 26.04.2007 года «Изучение состояния и использования земель на территории Российской Федерации» был составлен паспорт полигона и разработаны предложения о проведении первоочередных мероприятий, необходимых для наблюдения за негативными процессами, происходящими на территории полигона.

В результате проведенной работы были выделены 2 категории пригодности для использования в сельском хозяйстве земель полигона площадью 182,237 тыс. га:

1.     Пригодные для использования под любые сельскохозяйственные угодья (166,6 тыс. га, 98 % от обследованной пашни).

2.     Малопригодные под пашню и многолетние насаждения, но пригодные под естественные кормовые угодья (3,4 тыс. га, 2% от обследованной площади).

В 2008 году  в рамках Государственного контракта № К-05/60-06 от «6» августа 2008 г. «Изучение состояния и использования земель на территории Краснодарского края» были разработаны рекомендации по предупреждению и устранению последствий негативных процессов на территории Краснодарского края.

 Результатом проделанной работы является «Схема использования и охраны земель на территории Краснодарского края». В ней даны научно-обоснованные системы мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения Краснодарского края по предотвращению деградации земель и выработке механизмов территориального планирования, рационального использования земель и их охраны, совершенствования системы землепользования в регионе, обеспечивающей создание сбалансированных высокопродуктивных и устойчивых агроландшафтных систем, адаптированных к местным природно-климатическим условиям.

При проведении данного вида работ осуществлен анализ фактического использования земель и развивающихся негативных процессов, а так же причин, их вызывающих. Доминирующим негативным процессом, осложняющими ведение сельскохозяйственное производства на территории Краснодарского края, является эрозия почв, из других наиболее значимых негативных процессов  широкое распространение получили переувлажнение и подтопление почв.

При составлении «Схемы использования и охраны земель на территории Краснодарского края" выполнено:

- районирование территории края на основе классификации земель по их пригодности для использования в сельском хозяйстве с учетом зернового эквивалента;

- составление агропроизводственных групп  почв, с характеристикой и мероприятиями по сохранению и повышению плодородия и противодеградационными мероприятиями;

- эрозионное районирование территории;

- разработаны рекомендации по противоэрозионным мероприятиям;

- рассчитаны ориентировочная стоимость противоэрозионных работ (по укрупненным показателям) и экономическая эффективность агротехнических противоэрозионных мероприятий.

В 2009 году на территории территория муниципального образования город Краснодар Краснодарского края в рамках Государственного контракта № 76Д от 13.08.2009 года «Мониторингу использования земель в целях установления нарушений целевого и разрешенного использования земель на территории административного района Краснодарского края» был проведен анализ состояния использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе использование земель сельскохозяйственными предприятиями, сельскохозяйственными научными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также использования садовых участков, земель, мелиорированных земель, земель в водоохранных зонах, земель в городе и сельских населенных пунктах и земель, переданных в ведение органов местного самоуправления, проведена динамика изменения площадей по категориям и угодьям земель за период 1998 - 2008 годы,    анализ сведений, полученных при осуществлении государственного, муниципального и производственного земельного контроля за использованием земель.

Так, по данным, предоставленным Управлением Роснедвижимости по Краснодарскому краю, на территории муниципального образования город Краснодар количество госземинспекторов, осуществляющих проверки за период с 2001 по 2008 годы, изменялось незначительно: 2001 год– 2 человека, 2002-2005 и 2007 год– 4 человека, 2006–9 человек и в 2008– 7 человек.

За период 2001-2009 годы госземинспекторами выполнено  9914 проверок, из них наибольшее количество проверок (2573 ед. и 2323 ед.) выполнено в 2001 и 2002 годах, к 2003 году количество проверок сократилось почти в 1,7 раза и составило 1524 ед., достигнув минимального уровня к 2007 году (307 ед.).   В 2008 году количество проверок увеличилось в сравнении с 2007 годом в 3 раза, достигнув 836 ед. Количество проверок по годам представлено в диаграмме количества проверок за период 2001-2009 годы.

 

 zom2

Диаграмма 5- Количество проверок за период 2001-2009 годы.

Анализ площади земель, на которых осуществлялись проверки за период 2001– 1-е полугодие 2009 г.г. (Диаграмма площади земель, на которой проведены проверки соблюдения земельного законодательства за период 2001– 1-е полугодие 2009 г.) показал, что наибольшая площадь земель  проверена в 2001 году, в остальные годы проверенная  площадь была значительно меньше: от 1997,78 в 2002 году  до 101 га в 2003 году.

 zom3

 Диаграмма 6– Площадь земель, на которой проведены проверки соблюдения земельного законодательства за период 2001– 1-е полугодие 2009 г.

Анализ сведений о количестве выявленных нарушений при осуществлении земельного контроля на территории муниципального образования город Краснодар  за период проведения мониторинга земель показал (Диаграмма 6 и 7), что наибольшее количество нарушений (2155 ед.) выявлено до вступления в силу Земельного кодекса РФ в 2001 году.  С 2002 по 2004 годы  количество выявленных нарушений сократилось почти в 2 раза до 1270 ед. и далее  до 2008 года наблюдается уменьшение до 207  нарушений. При этом наибольшее количество нарушений приходится на физические лица.

zom4

Диаграмма 7– Количество выявленных нарушений по видам правообладателей.

Анализ площадей земель с выявленными нарушениями показал аналогичную ситуацию, резкое снижение площади земель с нарушениями (7 раз) наблюдается в 2002 году. Начиная с 2003 года, данная площадь  уменьшается примерно на 15-30 % в год и составляет к 2007 году 43 га. Начиная с 2008 года площадь земель с выявленными нарушениями увеличивается и по состоянию на 1-е полугодие 2009 года составляет 276 га.

zom5

Диаграмма 8– Площадь земель выявленных нарушений по видам правообладателей за период 2001-1-е полугодие 2009.

Значительное уменьшение выявленных нарушений объясняется перераспределением полномочий между службами, осуществляющими земельный контроль, при вступлении в силу Земельного кодекса РФ и Положения о государственном земельном контроле, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689.

Наибольшее распространение за весь анализируемый период имеет нарушение «самовольное занятие земельных участков, использование их без правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности», при этом количество выявленных нарушений по данному виду в 2001 году составляет 29% от общего количества, в 2002– 26%, 2003– 79 %, 2004– 98 %, 2005–95 %, 2007– 72%, 2008– 44%.

Количество нарушений по видам представлено в Диаграмме 9 и Таблице 3

zom6

Диаграмма 9- Количество выявленных нарушений по видам за период 2001 по 1-е полугодие 2009 г. 

В 2001 году наибольшее количество нарушений выявлено по виду «невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению»- 39 %. В 2001-2003 годах распространен вид нарушения «использование земель не по целевому назначению»: 2001– 13%, 2002– 14%, 2003– 21%.  В период с 2006 по 2008 годы распространен вид нарушения «невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства»: 2006–21%, 2007–33 %, 2008–45 %.

Таблица 4 – Определение доли вида нарушения, в общем количестве выявленных нарушений за период 2001– 1-е полугодие 2009 г.

Наименование нарушений

Доля нарушения в общем количестве  выявленных нарушений по годам, %

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1 полугодие 2009

Уничтожение межевых знаков

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

39

0

0

0

0

0

0

0

0

Неиспользование земельных участков

0

0

0

0

0

0

5

5

2

Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства

16

0

0

0

4

0

21

33

45

Неуплата административного штрафа в срок

0

0

0

0

0

0

1

1

3

Иные нарушения земельного законодательства

2

60

0

0

0

1

0

15

14

Самовольная переуступка права пользования землей

0

0

1

0

0

3

0

0

0

Использование земель не по целевому назначению

13

14

21

1

1

1

0

2

2

Самовольное занятие земельных участков, использование их без правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности

29

26

79

98

95

96

72

44

33

Итого

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Анализ использования земель сельскохозяйственного назначения выполнен на основании данных, предоставленных департаментом сельского хозяйства и продовольствия Администрации муниципального образования город Краснодар.

По состоянию на 01.01.2009 года в границах муниципального образования числится 50320 га земель сельскохозяйственного назначения, из них сельскохозяйственных угодий 44167 га, в том числе паши 35470, многолетних насаждений 6140 га.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации каждому собственнику земельного участка, землевладельцу, землепользователю и арендатору вменено в правовую и нравственную обязанность проводить комплекс мероприятий  направленных на сохранения почв и их плодородия.

В состав этого комплекса включено внесение органических удобрений в дозах, обеспечивающих бездефицитный баланс гумуса в почве.

По данным сельскохозяйственных  предприятий города за последние 6 лет (2003-2008 годы) на каждый гектар пашни и многолетних насаждений внесено по 1.7 тонны органики. Многие хозяйства города за анализируемый период не вносили ни одной тонны органики. Это ЗАО ОПХ «Центральное», ВНИИМК, ООО «Агрохимик», ЗАО «Плодовод», ЗАО «Лорис» и многие другие.

Объемы внесенных органических удобрений, с учетом интенсивности минерализации гумуса почвы, и соответственно, вынесение его с получением высокой урожайности сельскохозяйственных культур (за анализируемый период урожайность по зерновым колосовым составила 49.5 центнеров с гектара, а по озимой пшенице 53.7  ц/га), и внесение в почву мизерных объемов органических веществ, оценивается как процесс направленной деградации почв и хищническое их использование.

Одним из признаков деградации  черноземных почв являются процессы, которые приобрели широкое распространение и особую остроту – это развитие вторичного гидроморфизма, вызванного поверхностным и грунтовым переувлажнениями, которое является последствием негативных антропогенных факторов.

По результатам проведенного анализа использования  земель в городе и сельских населенных пунктах выявлено, что в границах населенных пунктов   муниципального образования Краснодар выявлено 433 нарушений «самовольное занятия земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю», 566 земельных участка используемых не в соответствии с его разрешенным использованием, установленным в правоустанавливающих документах.

На территории муниципального образования город Краснодар в водоохранных зонах не выявлено нарушений земельного законодательства.