Главная Новости "Лесная амнистия" вступила в силу

"Лесная амнистия" вступила в силу

E-mail Печать

Сегодня, 11 августа,  вступил в силу Федеральный Закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", (далее - Закон), согласно которому сведения ЕГРН будут приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Федерации.

Положения данного закона преследуют целью защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в то же время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов, особо охраняемых природных территорий и «зеленых щитов», то есть территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность. Наряду с сохранением мер по экологической защите лесов закон предусматривает и новый обязательный алгоритм действий для Рослесхоза по работе со случаями, когда земли граждан и организаций на бумаге оказались в лесном фонде. В частности, Рослесхоз после получения соответствующей информации о пересечении границ земельных участков с лесным фондом обязан не только дать оценку сложившейся ситуации, но и в случае выявления противоправных действий в течение трех месяцев обратиться в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации.
Закон обеспечивает защиту в первую очередь бытовой недвижимости граждан (индивидуальные жилые дома, сады, дачи, огороды), которые в связи с различными проблемами в учетных и регистрационных государственных системах оказались в лесном фонде. Конечно, гражданин не должен страдать от того, что у государства существуют противоречия в каких-то реестрах. Но, по сути, до принятия данного закона гражданин лишался своего законного права собственности, подтвержденного государством, без какой-либо компенсации. На основании судебных решений, принятых по искам органов лесного хозяйства, осуществлялся снос жилых домов, выселение из них граждан, освобождение садовых, огородных и дачных участков, аннулирование прав на них.
Только по официальной статистике на территории Российской Федерации насчитывается более 377 тысяч земельных участков, которые имеют подтвержденные пересечения с землями лесного фонда. Но с учетом того, что большинство лесных участков не имеет точно установленных границ и примерно у половины иных участков нет точных границ, то число «скрытых» пересечений по расчетам может достигать 2 млн. Таким образом, проблема, решенная данным законом, затрагивает значительное количество граждан Российской Федерации, а сам закон спасает их от возможного лишения собственности.
Согласно Закону, сведения ЕГРН будут приоритетными по отношению к сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Федерации.
Это означает, что если земельный участок согласно сведениям государственного лесного реестра, лесного плана субъекта Федерации, относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на него – к иной категории земель, его принадлежность к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН. 
Если же в ЕГРН указанные сведения отсутствуют, то учитываются сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на участок. Однако для применения этого правила необходимо, чтобы права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. А также, чтобы земельные участки не относились к следующим видам земель:

  • - расположенным в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
  • - землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • - землям, относящимся к землям сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.

Если данные ЕГРН о принадлежности земельного участка к землям определенной категории противоречат данным, указанным в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на него, то правообладатель имеет право обратиться с заявлением на отнесение участка к категории, указанной в его документах на участок. Важно: правоустанавливающие документы должны быть получены до  вступления закона в силу. Но если прежде данный участок уже был переведен в другую категорию, то данное правило неприменимо.

Кроме того, положения нового закона направлены и на решение проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде. Как правило, граждане, проживающие на таких территориях, были лишены каких-либо прав, гарантированных Конституцией России и федеральными законами: их «не замечали» местные и региональные власти, они не были включены в какие-либо программы развития, на таких территориях не обеспечивалось соблюдение даже самых элементарных условий для жизни, граждане были лишены возможности оформить право собственности на землю и жилище. Закон «о лесной амнистии» вводит механизмы, заставляющие власть заняться этими территориями, придать им статус полноценных населенных пунктов, развивать инфраструктуру, обеспечить нормальные условия жизни населения.
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко:
«Закон процедурный, он распутывает большой клубок проблем, накопившихся в записях двух реестров – реестра недвижимости и лесного реестра. Эти проблемы во многом связаны с существовавшим более 10 лет упрощенным регулированием отношений по оформлению прав на лесные участки.
Если гражданину чтобы оформить права на землю, например, для строительства дома, требовалось провести межевание (кадастровые работы), поставить такой земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать права, то лесникам для оформления прав на лесные участки достаточно было на основании данных лесоустройства подготовить упрощенное (без точных границ) описание лесного участка, такой лесной участок попадал в кадастр как ранее учтенный, не взирая на отсутствие точных границ и возможные наложения на другие лесные или земельные участки иных категорий земель.
Такая ситуация привела к многократному превышению площади лесных земель над площадью ряда субъектов Российской Федерации. В частности, в 12 субъектах Российской Федерации (например, Иркутская область, Красноярский край, Магаданская область, республика Карелия, Приморский край) площадь учтенного в кадастре леса больше площади субъектов на 79 млн. га.
Закон содержит правила исправления такой ситуации, а также запрет на дальнейшее дублирование сведений в Едином государственном реестре недвижимости.
Важно, что из под действия закона выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.

По таким землям в случаях пересечения с лесными участками нужно будет отдельно разбираться Рослесхозу, а при установлении фактов незаконного выбытия лесных земель – в судебном порядке».
 

 

Просмотр состояния регистрации

Просмотрено раз:
Сегодня:
933
Всего:
8017779

Online услуги

Услуги Росреестра

Справочная информация


Контакты

350063 г. Краснодар ул. Ленина, 28
Общий отдел:
тел.+7(861)279-18-12
факс: +7(861)262-74-43

E-mail: 23_upr@rosreestr.ru, mail@frskuban.ru

Телефон горячей линии:
тел.+7(861)279-18-10 , 8(800)234-21-33
Телефон доверия: +7(861)279-18-04